Техника развивается, экологи регулярно митингуют, прогресс жаждет все более совершенного топлива. Нефтеперерабатывающим заводам все труднее соблюдать действующие стандарты: то в сырье много парафина, то вода конденсируется вместе с углеводородными фракциями. Причем выполнение одних требований идет в ущерб другим.
Например, уменьшение количества серы в ДТ (чего требуют закопченные мегаполисы) влечет за собой ухудшение смазывающей способности, а эта важная для нормальной работы системы впрыска величина также регламентируется. Страдает либо автомобиль, либо экология; оба варианта не соответствуют ГОСТ.
Если понизить температуру выкипания и использовать более легкие нефтяные фракции, чтобы топливо зимой не замерзало, получится керосин. Его цетановое число меньше, смазывающие свойства – хуже. Быстро изнашивается двигатель и топливная система.
Без помощи химической промышленности не обойтись. Чтобы улучшить эксплуатационные характеристики дизеля, в него вводят присадки. Одни из них разрешены к использованию, другие применяются в обязательном порядке. В частности, смазывающие присадки необходимы для ДТ с низкой концентрацией сернистых соединений.
Компоненты, которые позволяют обеспечить выполнение требований ГОСТ, вводят на НПЗ. Обычно это противоизносные, депрессорно-диспергирующие (против замерзания), цетаноповышающие присадки для дизельного топлива. Другие вещества (моющие, антикоррозионные, деэмульгирующие и т.д.) дополнительно изменяют потребительские свойства горючего и применяются в зависимости от ситуации.
Чудодейственных компонентов весьма много; они разнообразны по своему действию, составу, производителю, способу применения и т.д. Прилавки изобилуют пестрыми упаковками. Присадка может быть введена на НПЗ, нефтебазе, АЗС, непосредственно в автомобиль. На предприятиях используют антигели (улучшают низкотемпературные свойства), вязкие при нормальных условиях. Эти депрессорные присадки для дизельного топлива нагревают перед применением. Другие компоненты вливают прямо в бак автомобиля.
Если сформулировать общие принципы ввода присадок, получится привести только очевидные утверждения:
Сотрудники НПЗ и нефтебаз руководствуются, вероятно, технологической документацией, а не статьями из интернета. Информация дана, главным образом, для автомобилистов. Постоянно применять присадки для ДТ не нужно. Их используют:
Если топливо качественное (например, от компании «НЕФТЬОПТ»), оно уже содержит все необходимые вещества. Время от времени рекомендуется почистить топливную систему (моющие присадки), удалить скопившуюся воду (дегидраторы) и т.д. При переходе с летнего ДТ на зимнее используют антигели. Для горючего, которое оказалось некачественным – цетан-корректоры.
Как уже было сказано, их множество, причем отечественные в целом не уступают импортным. Есть компоненты, влияющие на одну из характеристик.
Также есть многофункциональные присадки для дизельного топлива. Они обладают комплексным действием. Какие присадки для дизельного топлива лучше применить, зависит от ситуации. Специализированные компоненты эффективнее в своем узком направлении. Комбинированные понемногу улучшают несколько характеристик, их положительное влияние заметно по работе двигателя.