Классификация моторного топлива
Большая часть всех производимых нефтепродуктов приходится на горючее для двигателей. Его можно классифицировать по методу производства, применению, основным характеристикам. Все моторные топлива предназначены для двигателей внутреннего сгорания: поршневых, газотурбинных, реактивных.
Способ получения
По этому признаку горючее можно разделить на 2 группы – дистиллятное и остаточное. Переработка нефти начинается с атмосферной перегонки. В ректификационной колонне из сырья выпаривают топливные дистилляты – компоненты светлых нефтепродуктов: бензина, керосина, дизеля. После атмосферной ректификации остается мазут, который в дальнейшем можно подвергнуть вакуумной перегонке.
По составу и, соответственно, температуре выкипания нефтепродукты не имеют четкого разграничения. Так, керосин состоит из тяжелых фракций бензина и легких компонентов ДТ. Газойль получают и при атмосферном давлении, и в вакууме; он входит в состав дизеля и мазута.
Соответственно, ДТ, бензин и керосин являются дистиллятным топливом; флотский мазут – остаточным. Классификация основана на первичной переработке нефти. На самом деле, горючее получают в результате крекинга. К тому же, сырьем для МТ может служить не только нефть, но и природный газ, уголь, сланец, битум, органические отходы. Но бензин, из чего бы он ни был изготовлен, относят к дистиллятам.
Применение (принцип работы двигателя)
Для различных ДВС производятся следующие виды моторного топлива:
- карбюраторное (бензин);
- дизельное;
- реактивное;
- газотурбинное;
- тяжелое моторное топливо.
Бензины, в свою очередь, делятся на автомобильные и авиационные. Даже если двигатель оснащен инжектором (форсунками), но воспламенение смеси происходит от искры, топливо все равно карбюраторное – такая терминология. Сюда же относится керосин, лигроин.
К дизелям можно отнести также судовое маловязкое топливо (СМТ). Горючая смесь в цилиндре детонирует под давлением. ДТ состоит из керосиновых, газойлевых, соляровых фракций.
Тяжелое моторное топливо – флотский мазут. Служит горючим для калоризаторного двигателя, т.н. «полудизеля». Производится также мазут для котельных, но он не относится к МТ.
Горючее для авиационных реактивных двигателей состоит главным образом из керосиновых фракций. Обладает повышенной термостабильностью, что достигается путем гидроочистки и другими методами.
В качестве горючего для газовых турбин используются различные вещества. Однако иногда газотурбинное топливо выделяют в отдельный пункт классификации. Основные требования – малая зольность; низкое содержание примесей, провоцирующих коррозию.
Классификация по характеристикам
Могут фигурировать как эксплуатационные, так и физико-химические показатели.
Агрегатное состояние
Горючее может быть:
- газообразным;
- жидким;
- твердым.
Газообразное и жидкое моторное топливо вряд ли вызывает вопросы. Газовые турбины (которые относятся к ДВС) иногда работают на измельченном угле. В этом случае он является моторным топливом.
Содержание серы
Бензин и ДТ подразделяют на экологические классы: К3, К4, К5 (Евро-3, 4, 5). Горючее для судовых двигателей мало различается по этому признаку: дизель DMX содержит до 1% сернистых соединений, остальные (в т.ч. флотский мазут) – до 1,5%. С 2020 года и для СМТ, и для остаточного топлива вводится максимальное значение 0,5%.
Другие показатели
Бензин классифицируют по октановому числу. Флотский мазут – по кинематической вязкости. ДТ – по температуре фильтруемости (Л, З, Е, А, либо сорт). Классификация моторного топлива любого вида может производиться по многим критериям.