Плюсы и минусы дизельного двигателя

Плюсы и минусы дизельного двигателя в России

Плюсы и минусы дизельного двигателя

Бензин и ДТ широко используются в качестве источников энергии для ДВС. Силовые агрегаты обоих типов в сравнении друг с другом имеют свои преимущества и недостатки. В двух словах разницу можно обозначить так: бензиновый двигатель проще и мощнее, дизельный – экономичнее и безопаснее. Моторы обладают сходной конструкцией и принципом действия; их области применения различны, но частично перекрываются.

Принципиальные различия

В камере сгорания распыленное ДТ детонирует (самовоспламеняется) при сжатии. Топливная смесь, содержащая бензин, зажигается от искры. В первом случае в цилиндре создается более высокое давление. Отработавшие газы (выхлоп) – холоднее. Топливо сгорает медленнее, задержку детонации определяет цетановое число (норма – 45…55). Все это влияет на важнейшие эксплуатационные характеристики мотора:

  • мощность;
  • КПД;
  • габариты и вес и т.д.

Плюсы и минусы дизельного двигателя определяются также особенностями самого топлива. Горючая смесь тем эффективнее, чем сильнее ее можно сжать в цилиндре. Детонационную стойкость бензина показывает октановое число. Для дизельного топлива этот показатель не нормируется. Бензин горюч, летуч, его выхлоп содержит больше CO. ДТ труднее поджечь открытым пламенем, оно меньше испаряется, быстрее замерзает (летнее). Имеет более высокую плотность – плюс при оплате за литр. Отработавшие газы содержат сажу, оксиды азота, углеводороды.

Плюсы и минусы дизеля

Отсюда вытекают особенности разных типов ДВС. Преимущества дизельного двигателя:

  • энергоэффективность;
  • стабильно высокий вращающий момент на малых оборотах;
  • пожарная безопасность (относительная).

КПД составляет примерно 40…50% (у бензиновых моторов – около 25…30%) – меньше тепла отдается «холодильнику» (сбрасывается в атмосферу). Мощность низкооборотного двигателя используется эффективнее. Низкая испаряемость и меньшая чувствительность к огню особенно актуальна для боевых машин. Здесь в качестве примера можно привести оснащенные бензиновыми ДВС танки Вермахта.

Наряду с достоинствами, дизельный двигатель имеет и недостатки:

  • меньше удельная мощность (л.с. на 1 кг или м³ механизма);
  • трудно запустить в мороз;
  • сложная конструкция.

Высокое давление в камере сгорания требует применения прочных (массивных) деталей, растут габариты и вес устройства. Также для запуска нужно большое усилие. В холодное время года используют зимнее топливо, летнее густеет при -5°C. Работа мотора зависит от точности регулировки впрыска. Топливная арматура чувствительна к качеству ДТ, может засориться водой или механическими частицами. Современные ДВС оборудованы сложными системами питания – накопительная магистраль с ТНВД, гораздо реже – насос-форсунки. Чтобы избежать дорогостоящего ремонта, нужно выбирать поставщиков, которые готовы предоставить паспорт качества ДТ – таких, как «НЕФТЬОПТ».

Плюсы и минусы двигателя на дизеле определяют область его эффективного применения. Это случаи, когда большие размеры и масса силового агрегата не критичны: грузовые автомобили, автобусы и т.д.